Тема 10. Прибыль и рентабельность

Вопросы для рассмотрения:

      1. Прибыль предприятия, ее сущность и формирование
      2. Факторы, влияющие на прибыль
      3. Распределение и использование прибыли
      4. Рентабельность, ее виды и показатели
      5. Точка безубыточности и методы ее расчета

К настоящему времени Вы заработали баллов: 0 из 0 возможных.

Прибыль предприятия, ее сущность и формирование

Прибыль - является важнейшей экономической категорией и основной целью деятельности любой организации.
 
Прибыль представляет собой выраженный в денежной форме конечный результат деятельности коммерческой организации, исчисляемый как разница между совокупным доходом и совокупными расходами.  
Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет следующие функции:
Во-первых, характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия.
Во-вторых
, прибыль обладает стимулирующей функцией.
В-третьих
, прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. 
Различают валовую (балансовую) прибыль, прибыль от реализации продукции, налогооблагаемую прибыль и чистую прибыль.
1.Валовая (балансовая) прибыль - это сумма прибыли (убытка) предприятия от реализации всех видов продукции предприятия (услуг, работ, имущества), а так же доходов от внереализационных операций за минусом суммы расходов по ним. Валовая прибыль - показатель эффективности производства.
2.Прибыль от реализации продукции - финансовый результат производственной и сбытовой деятельности предприятия, основная или преобладающая часть валовой (балансовой) прибыли. Прибыль (или убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость (НДС), акцизов и аналогичных обязательных платежей и затратами на ее производство и реализацию, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг).

3.
Налогооблагаемая прибыль - представляет собой валовую прибыль за вычетом отчислений в резервные фонды, доходов по видам деятельности, освобожденной от налогообложения, отчислений на капиталовложения.
4.Чистая прибыль (убыток) за отчетный период (или прибыль к распределению) - это та часть прибыли, которая остается у предприятия после уплаты всех налогов и других обязательных платежей в бюджет, включая финансовые санкции за нарушения налогового законодательства и используется на нужды предприятия.


 В условиях рыночных отношений, как свидетельствует мировая практика, имеются два основных источника получения прибыли.
Первый источник - это монопольное положение предприятия по выпуску той или иной продукции или уникальности продукта. Поддержание этого источника на относительно высоком уровне предполагает проведение постоянной новации продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольную политику государства и растущую конкуренцию со стороны других предприятий.

Второй источник - 
связан с производственной и предпринимательской деятельностью, поэтому касается практически всех предприятий. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения постоянно адаптировать под нее развитие производства. Здесь, по сути, все сводится к маркетингу.

Величина прибыли в данном случае зависит:
во-первых, от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом);
во-вторых, от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставок, обслуживание покупателей, послепродажное обслуживание и т.д.);
в-третьих, от объемов производства (чем больше объем продаж, тем больше масса прибыли);
в-четвертых, от ассортимента продукции и снижения издержек производства. 
Получение прибыли в условиях рынка всегда связано с риском - над предприятием постоянно висит угроза потерять вложенный капитал целиком или частично.
Поэтому на каждом предприятии должны предусматриваться плановые мероприятия по увеличению прибыли. В общем виде это могут быть следующие мероприятия
  • увеличение выпуска продукции;
  • улучшение качества продукции;
  • продажа излишнего оборудования или другого имущества или сдача в аренду;
  • снижение себестоимости продукции за счет более рационального использования материальных ресурсов, производственных мощностей и площадей, рабочей силы и рабочего времени;
  • диверсификация производства;
  • расширение рынка продаж.

Вы прошли 0% лекции
0%