Тема 9. Ценовая политика предприятия и методы ее реализации
Вопросы для рассмотрения:
- Цена и ее функции
- Виды цен и их классификация
- Ценовая политика предприятия
К настоящему времени Вы заработали баллов: 0 из 0 возможных.
Ценовая политика предприятия
Ценовая политика - общие принципы,
которых придерживается предприятие в сфере установления цен на свои товары или
услуги. Это один из наиболее важных и гибких инструментов маркетинга, определяющий
объем продаж конкретного товара и формирующий представление о нем в глазах
потребителей.
Процесс ценообразования состоит из
шести основных этапов.
- Постановка целей и задач ценообразования.
- Определение спроса.
- Оценка издержек.
- Анализ цен и товаров конкурентов.
- Выбор метода ценообразования.
- Установление окончательной цены.
Первый
этап (постановка задачи ценообразования). Предприятию
необходимо решить, каких целей и задач оно стремится достигнуть при реализации
конкретного товара.
- Сохранение
стабильного положения на рынке. Обеспечение выживаемости становится основной целью
предприятия в тех случаях, когда на рынке слишком много производителей и царит
острая конкуренция или резко меняются потребности покупателей. Чтобы выжить,
попавшие в трудное положение фирмы, прибегают к обширным программам ценовых
уступок. Ценообразование в целях выживания означает, что производитель
пытается выдержать или слегка сбить ценовую конкуренцию. В этом случае цены
устанавливаются на точке безубыточного ведения дела или ниже ее.
- Расширение
доли рынка. Часто это связано со стремлением к лидерству на рынке, однако, и
для предприятий, которые не относятся к группе лидирующих, постановка цели «в
течение одного года увеличить свою долю на рынке с 8 до 11%» может иметь
немалое значение. Добиваясь лидерства по показателям доли рынка, они идут на
максимально возможное снижение цен.
- Максимизация прибыли, повышение уровня рентабельности. Большинство предприятий
стремятся к максимизации текущей прибыли. Они производят оценку спроса и
издержек применительно к разным уровням цен и выбирают такую цену, которая
обеспечит получение максимальной текущей прибыли и максимальное возмещение
затрат.
- Поддержание и
обеспечение ликвидности (платежеспособности) предприятия. Эта ценовая задача и
стратегия маркетинга в условиях рынка всегда актуальна, поскольку устойчивая
неплатежеспособность грозит предприятию банкротством. Если предприятие имеет
надежных заказчиков и проблемы расчетов не возникают, то руководству все равно
необходимо четко представлять те условия, предпосылки, которые обеспечивают
стабильную платежеспособность. При этом следует иметь в виду, что фактическая
цена -- это оплаченная цена, выраженная в поступлении денег на счет
предприятия.
- Завоевание лидерства на рынке в определении цен.
Ценовое лидерство отражает положение предприятия на рынке как одного из наиболее
активных при установлении общих ценовых уровней на какие-то виды продукций.